Профориентационная работа со старшеклассниками в Детской художественной школе.

Пономарева М. Н.

Преподаватель ИЗО МАОУДО ДХШ №1

“Я предпочитаю разговаривать с детьми – есть,

по крайней мере, надежда, что из них выйдут

разумные существа…”

Серен Кьеркегор

Как в прошлом, так и в настоящем выбор профессии – важный шаг в жизни каждого человека.

Вопрос о выборе профессии молодежью впервые был поднят в 90-е года XIX века. В 1897 году русский либерально-буржуазный историк нового времени профессор Петербургского университета Н.И. Кареев опубликовал книгу «Выбор факультета и прохождение университетского курса», которая предназначалась для гимназистов старших классов, затруднявшихся в выборе факультета для дальнейшего своего образования.

Профориентационная работа, эффективность которой подтвердилась на практике, появилась тогда, когда начала набирать силу тенденция дифференциации и интеграции в отдельных сферах деятельности. В период развитого капитализма с его неизбежными спутниками – возрастанием специализации труда, а также с необходимостью профессиональной подготовки множества рабочих - возникла практическая потребность в привлечении рабочей силы, её обучении и распределении в различные трудовые сферы в соответствии с индивидуальными способностями людей. [1]

Зарождение профессиональной ориентации как самостоятельного психолого-педагогического направления начинается с первой половины XX в. и связанно с созданием первого кабинета профориентации в г.Страсбурге (Франция) в 1903 г. и «Бюро ориентации» для оказания помощи подросткам в определении их жизненного пути в г.Бостоне (США) в 1908г., основателем которого был американский социолог, профессор Гарвардского университета Фрэнк Парсонс, предложивший трехфакторную теорию профориентации и выделивший три фазы профориентационной работы:

  1. исследование психических и личностных особенностей человека;
  2. изучение требований профессии и их формирование в психологических терминах;
  3. сопоставление этих двух рядов факторов и принятие решения о рекомендуемой профессии [2 стр. 89]

На сегодняшний день профессиональное самоопределение рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде. Халатное отношение к выбору профессии начнет препятствовать профессиональному самоопределению старшеклассников и приведет к ошибкам в выборе профессии. Ошибки же в свою очередь нанесут вред здоровью и психологическому состоянию молодых людей, а также обществу и государству в целом. Ведь если содержание профессии не отвечает возможностям человека, то и его производительность труда будет значительно ниже. Неудовлетворенность избранной специальностью приводит к тому, что многие студенты, молодые рабочие, служащие вынуждены искать новые учебные заведения или новые места работы – возникает текучесть кадров, что также наносит большой ущерб государству, которое выделяет деньги на их бесплатное обучение. В дальнейшем мы получаем огромное количество дипломированных «специалистов», которые работают не по профессии.

Почему же так происходит?

Рассмотрим на примере Детской художественной школы. Практически каждый второй ребенок ходит на занятия по изобразительному искусству. Кто-то с желанием, кто-то без него, но тем не менее на уроках живописи, рисунка и композиции происходит становление личности, так как педагог, приобщая своих учеников к прекрасному через создание творческих работ, помогает познать свое я. Уже на первых занятиях преподаватель может отметить тех детей, кто в дальнейшем возможно свяжет свою деятельность с искусством. И вот здесь то и начинается основная работа по профориентации.

При проведении профориентационной работы важно не только выявить индивидуальные психологические качества личности, но и определить уровень сформированности социальных притязаний, ценностно-нравственных ориентаций. Т. е педагогу необходимо на начальных этапах помочь своему ученику определиться с профессиональным направлением.

Зачастую бывают случаи, когда учащиеся заканчивают художественную школу и, спустя пару лет, доучившись до 11 класса вдруг осознают, что они хотят стать архитекторами или дизайнерами. Они приходят на занятия по профориентированию или на курсы при университете особо не понимая, чего они хотят. Отзанимавшись год, они конечно смогут поступить на творческий факультет, но лишь единицы таких ребят смогут доучиться до конца и связать свою жизнь со специальностью, которую окончили.

Зачем же тогда выбирать профессию, которая тебе не по душе? В большинстве случаев подростки выбирают престижную профессию, а не то, что им действительно нравится. Также огромную роль в выборе будущего играют родители, поэтому профориентационную работу необходимо проводить не только с детьми, но и с их родителями.

Чтобы избежать данных ошибок необходимо наблюдать за учениками в течении их обучения и создать такие комфортные условия, чтобы подросток смог сам сделать выбор будущей профессии.

В заключение хочется отметить, что только творческий подход педагога к разработке и проведению занятий вызовет искренний интерес ребят. Прежде всего, преподаватель должен ориентироваться на непосредственное общение с детьми, тогда между ними возникнут доверие и понимание. Выполнение всего вышесказанного приведёт к совершенствованию и развитию системы, обеспечивающей целенаправленное формирование у воспитанников способностей, актуальных для дальнейшей профессиональной судьбы, повышению социальной активности.

Список литературы

  1. Профориентация: выбор без ошибки - http://www.job-today.ru/igevsk/stat/ST_2007/st479_2.htm
  2. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Рабочая тетрадь учащегося. — М.: Генезис, 2005.
Вверх