Роль художественного образования в сохранении и развитии культурного своеобразия города Томска и Томской области.

«Социальный арт-проект, юные художники городу»

Пономарева М. Н.

Преподаватель ИЗО МАОУДО «ДХШ №1»

В настoящее время, когда проблема дошкольного и школьного образования и воспитания решается довольно основательно, и усложняются задачи, стоящие перед преподавателем дополнительных образовательных учреждений, очень важной остается задача приобщения детей к изобразительной деятельности с раннего возраста.

Слово «твoрчество» в общественном смысле означает искать, изображать что-то такое, что ранее не встречалось, нечто уникальное и ценное не только для одного человека, но и для других. Творческая деятельность – это не только создание нового в материальном и духовном мире, но и совершенствование самого себя, прежде всего в духовной сфере. [7]

Изобразительное искусство – это самый распространенный вид детского творчества. Оно близко и понятно ребенку и глубоко лежит в его природе. Любую свою фантазию или впечатление от окружающего мира ребенок старается воплотить в живые образы и действия. Он старается подражать тому, что уже видел или, что его заинтересовало, получая от этого огромное эмоциональное удовольствие.

Занятия изобразительным искусством помогают развивать интересы и способности ребенка; способствуют его общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию чего-то нового, развитию ассоциативного мышления, настойчивости и целеустремленности. Кроме того, занятия изобразительным творчеством требуют от ребенка смелости, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует фoрмированию волевых черт характера.

Занятия изобразительным искусством и участие в выставках способствуют развитию творческих способностей, раскрепощению и повышению самооценки.

Развитие – это очень важная составляющая в жизни человека, ни процесс, ни результат которого не могут иметь одно направление или приводить к одному и тому же состоянию. Развитие протекает неодинаково. Благодаря развитию происходит формирование свободной личности, становление сложнейшего внутреннего мира ребенка, который или придает всей деятельности творческий характер, или, наоборот определяет его развитие по готовым проторенным тропам. Такой подход можно разделить на три направления.

- ребенок учится у общества, преломляя новое знание или умение через свое понимание мира и личный опыт, который неповторим и уникален;

- творческий процесс перетекает от уже известной формы, в новую, неизвестную;

- яркие эмоции – основа острой потребности детей не только в конечном результате, но и в осуществлении самого этого процесса.

Творческий потенциал рассматривается как совокупность возможностей человека для реализации собственного «Я» в разных видах деятельности и характеризуется быстрым темпом развития, потребностью узнавать и осваивать что-то новое, интенсивным проявлением исследовательской активности и стремлением к творчеству.

Один из основных способов самореализации ребенка - это выставки различных уровней, региональные, всероссийские, международные. Где дети могут показать свое творчество другим, сравнить свой уровень среди своих сверстников, познакомиться с новыми ребятами из других школ и провести самоанализ своих творческих успехов, что является неотъемлемой частью творческого роста. Художник не может «вариться в собственном соку», ему требуется адекватная критика со стороны.

Хорошая идея для развития и роста творческого потенциала у детей –это роспись стен и объектов интерьера и экстерьера. Его и рассмотрим подробнее.

Исторически сложились устойчивые формы существования и развития искусства – архитектура, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура, музыка, театр и т.д., и каждый из видов способен отразить мир в разнообразных красках, проявлениях, эмоциях.

Через свое произведение художник может разговаривать с обществом, показывать красоту мира или наоборот; художник способен поделиться тем, что его волнует, тем самым затронуть душевные нотки многих людей.

Современная роспись стен значительно отличается от того, что делали раньше. Это совершенно новый вид искусства, который опирается на многовековой опыт живописцев прошлого. Благодаря новым технологиям, появились новые краски и материалы, которые позволяют ускорить процесс работы и придать поверхности дополнительную прочность.

Современные технологии упростили процесс создания росписи, что позволяют ребенку участвовать в данном процессе. Это тонкое искусство, требует от мастера напряженного труда и постоянного совершенствования навыков, благодаря чему происходит творческий рост и развитие потенциала ребенка. Участвуя в проектах такого рода, обучающиеся в ДХШ учатся воспринимать свое творчество целиком, а не фрагментом, ведь роспись – это монументальный вид искусства. Необходимо держать в голове общую картинку, что очень хорошо развивает работу мозга. Ведь одно дело рисовать привычные натюрморты на небольших форматах, и совсем другое, когда ты рисуешь большие объемы.

Если вглядеться в окружающее нас городское пространство, то в глаза бросаются хмурые и озабоченные лица наших горожан. Часто ли встречаются в общественном транспорте и на улицах города улыбающиеся люди? А сами мы часто улыбаемся? А бывает у вас так, чтобы в троллейбусах, автобусах или на улицах города вам стало веселее, приятнее на душе?

У нас появилась идея, как можно снизить уровень стресса в городской среде благодаря росписи стен в одном из центральных подземных переходов города. Он будет радовать глаз горожан. Юные художники напомнят о том, что гармония и чудо находятся рядом с нами ежедневно, просто мы часто об этом забываем. Думаем, что жителям города будет приятно перейти улицу по подземному переходу, украшенному руками детей.

Участие в данном проекте позволит коллективу школы успешно решить целый комплекс задач:  воспитательных, учебных, творческих. Проект позволит детям, подросткам, а также преподавателям продемонстрировать умения в области изобразительного искусства, приобрести творческий опыт. Юным художникам представится возможность реализовать свои творческие идеи в городском пространстве, что очень важно для формирования обучающегося как будущего художника.

Цели проекта:

1. Формирование эстетической городской среды, создание позитивного культурного образа города, путем оформления городского пространства руками детей.

2. Создание новых площадок для демонстрации детского творчества, условий для обеспечения равной доступности культурных благ.

3. Сохранение российской культуры, воспитание творческой индивидуальности одаренных обучащихся ДХШ и развитие их культурного и духовного потенциала.

Задачи проекта:

  1. Привлечь внимание населения города к проблеме дефицита позитивного восприятия городской среды.
  2. Создать условия для поддержки творческой деятельности детей и приобретения ими профессионального опыта.
  3. Познакомить широкий круг общественности с творчеством юных художников.

Список литературы.

  1. Бринкман А. Площадь и монумент как проблема художественной формы. М., 1935
  2. Власов, В.Т. Стили в искусстве: Архитектура, графика, декоративно - прикладное искусство, живопись, скульптура/В. Власов// Словарь: в 2. т. - СПб, 1999. - Т. 1672с
  3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития детство отрочество: Учебник для студ. Вузов. – 7-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.-456 с.
  4. Толстой В.П. Об основных понятиях монументального искусства. – Советское искусствознание, 1980, № 2
  5. Энкаустика является живописью, создаваемой путем нанесения горячих восковых красок на сухую штукатурку. А.А Комаров Технология материалов стенописи, 1994
  6. http://moyuniver.net/formirovanie-tvorcheskoj-lichnosti-rebenka-doshkolnogo-vozrasta-v-processe-oznakomleniya-s-tvorcheskoj-deyatelnostyu-vzroslogo/
    http://www.jeducation.ru/5_2010/124.html
  7. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE
Вверх